• Клубная атрибутика

  • Темы

  • Как фейковый барон основал Детройт и дал имя бренду Cadillac

       (0 отзывов)

    История проходимца и первопроходца Антуана де Ламота-Кадийака

    120 лет назад — в октябре 1902 года — в Детройте был выпущен первый автомобиль марки Cadillac. Люксовый бренд был назван в честь умершего двумя веками ранее во Франции Антуана де Ламота-Кадийака (Antoine de Lamothe-Cadillac) — человека с вымышленным именем, биографией и гербом. Он не был богат, не имел благородного происхождения и уж точно не считался надежным и честным.

    Просто Антуан

    Биография Антуана де Ламота-Кадийака четко делится на два этапа. Первый из них — его детство и юность — крайне скуден на достоверные данные. Доподлинно известно, что 5 марта 1658 года во французской городской коммуне Сен-Никола-де-ла-Грав родился мальчик. Звали его тогда просто, без всяких аристократических двойных фамилий и прочего — Антуан Ломе.

    Его отец был чиновником среднего пошиба, мать — дочерью купца и землевладельца. Жила семья в маленьком доме на окраине поселения Сен-Никола-де-ла-Грав, которое и тогда числилось городом чисто формально. Население его как тогда, так и сейчас составляет порядка 2 тыс. человек.

     

    Где учился Антуан доподлинно неизвестно. Кто-то приписывает ему получение образования у иезуитов — он-де учился у них праву, биологии, теологии и ведению сельского хозяйства. Кто-то говорит даже об обучении в университете Тулузы, которая находится в 60 км от родного городка Антуана. Третьи же источники говорят о том, что мальчик никогда не бывал в стенах университетов, а уже в 17 лет отправился на военную службу — кадетом в Шарлеруа (на территории современной Бельгии).

    Впрочем, возможно, что и это неправда, и этот эпизод военной карьеры позаимствован у его старшего брата Франсуа.

    Единственное, в чем сходятся все историки, это то, что в 1683 году, в возрасте 25 лет, Антуан оказывается по ту сторону Атлантического океана — в Порт-Ройале, на территории сегодняшней Канады. Как и почему молодой человек оказался в столице французской колонии Акадия, совершенно не известно. Но именно здесь начинается второй этап его жизни, совершенно оторванный от первого.

    Псевдобарон

    Чем занимался Антуан по приезде в Порт-Ройаль, сказать точно не могут даже сами канадцы и американцы. Так, по версии Детройтского исторического общества, молодой человек занялся торговлей и вскоре стал одним из лучших экспертов в этом вопросе на всем Атлантическом побережье Америки. А вот Канадская энциклопедия считает, что Антуан вновь отправился в море — защищать колонию от британской армии.

    Все источники, впрочем, сходятся в том, что именно тогда он знакомится с местным капером Франсуа Гийоном. Тот был либо торговым партнером Антуана, либо капитаном корабля, на котором Антуан прослужил несколько лет.

    Между молодым переселенцем и матерым капером завязались дружеские отношения. Настолько, что капитан согласился отдать за Антуана свою племянницу, Марию-Терезу. Возможно, этого бы никогда не случилось, знай Гийон правду о своем новом друге.

    Дело в том, что, прибыв в Порт-Ройал, Антуан, как и многие из тех, что приезжали в Новый Свет в поисках лучшей жизни, рассказывал всем улучшенную версию своей биографии. Здесь, в Акадии, его знали как Антуана де Ламота-Кадийака.

    Всем, в том числе своей будущей невесте, он представлялся сыном Жана де ла Мота, сеньора Кадийака, Лоне и Монте, и Жанны де Маланфан. Для пущей достоверности он даже демонстрировал свой герб.

     
     

    Эмблемой Cadillac до сих пор остается выдуманный Антуаном де Кадийаком фамильный герб

    Эмблемой Cadillac до сих пор остается выдуманный Антуаном де Кадийаком фамильный герб

    Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

     

    Эмблемой Cadillac до сих пор остается выдуманный Антуаном де Кадийаком фамильный герб

    Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

    Имена и титулы были почти настоящими. Но точно не его. Юноша позаимствовал их у Сильвестра Д'Эспарбеса де Люссана де Гута — барона Ламот-Бардига, сеньора Кадийака, Лоне и Муте.

    Отец Антуана и барон, как и их дети, были знакомы. И Антуан решил примерить на себя титулы младшего сына барона. У благородных знакомых он срисовал и герб.

    Собиратель наград и почестей

    В 1688 году, через год после свадьбы, Антуан де Кадийак получил свой первый настоящий титул: губернатор Новой Франции (в нее входили все французские колонии в Северной Америке) даровал ему титул сеньора феодального владения Дуак. Но титул не гарантировал Антуану выплат от государства, и уже в 1689 году он обратился к губернатору Акадии с просьбой о должности нотариуса. И получил отказ.

    Антуан уехал в Квебек. Местный губернатор отправил его в разведывательную экспедицию вдоль берегов Новой Англии. Экспедиция провалилась: из-за встречных ветров корабль ушел во Францию.

    Впрочем, даже эту неудачу Кадийак сумел обернуть в свою пользу. В Париже он обаял нескольких министров и в 1690 году получил звание офицера Морских войск (регулярной колониальной армии Франции).

    Двумя годами позже он и картограф Жан-Батист Франклен получают важнейшее задание — составить подробную карту Новой Англии, чтобы французские войска могли отвоевать у заклятого врага территории. Антуан справился с задачей и представил в Париж детальный топографический план.

    Ему заплатили, повысили в звании и назначили комендантом Форта Буаде (он же Форт Мичилимакинак) на пересечении озера Гурон и озера Мичиган. Через него проходила вся торговля мехом между Миссури, Миссисипи, Великими озерами и Огайо. Свежеиспеченный комендант теперь все это контролировал.

    Кадийак не был бы собой, если б не воспользовался служебным положением для собственной наживы. Он охотно попускал продажу алкоголя индейцам, что было запрещено королевским указом, кладя в карман процент от выручки. Местные иезуиты в итоге пожаловались на него Людовику XIV. Уже в 1696 году король приказал закрыть Форт Буаде, который только мешал торговле мехом, а поток денег в карманы Кадийака иссяк.

    Ошибочный Детройт

    Лишившись заработка и поста, Антуан тут же начал работать над следующим проектом своего продвижения. На этот раз он отправился во Францию, чтобы убедить Людовика XIV в необходимости колонизации Верхних земель — региона вокруг Великих озер, западнее уже существовавших колоний.

    Используя свое влияние и связи, Кадийак сумел убедить власти в необходимости организовать колониальную экспедицию. И в июне 1701 года вместе с 50 солдатами и примерно таким же количеством гражданских отправился осваивать новые земли.

    Место, выбранное Кадийаком для колонии, располагалось вдоль пролива, соединяющего два водоема, ныне известные как озеро Эри и озеро Сент-Клер. Там в августе 1701 года Кадийак и основал свой форт — Поншартрен дю Детруа (Pontchartrain du Detroit).

     
     

    Статуя Антуана де Ламота-Кадийака, установленная в Детройте

    Статуя Антуана де Ламота-Кадийака, установленная в Детройте

    Фото: Michipedian / Wikimedia

     

    Статуя Антуана де Ламота-Кадийака, установленная в Детройте

    Фото: Michipedian / Wikimedia

    Форт был назван в честь графа де Поншартрена — тогдашнего морского министра Франции, без поддержки которого Кадийак никогда не бы не получил одобрение короля на экспедицию. «Detroit» же по-французски — «пролив».

    Сильно позже, в 1760 году, когда форт окажется завоеван Британской империей, местное озеро получит название Пончартрейн, а название форта будет сокращено до Detroit, которое теперь будет произноситься на английский манер — Детройт. Впрочем, ведь и сам Кадийак стал Кадиллаком.

    Непобежденный бунтарь

    Управленческие навыки Кадийака за годы после ликвидации форта Буаде нисколько не улучшились, а его новый форт никак не мог превратиться в настоящую французскую колонию. За первые семь лет, что Антуан находился у власти в Поншартрене, население форта выросло всего на 62 человека.

    А еще политика Кадийака не только не укрепила связи между французами и коренными народами западных земель, но и привела к ожесточенным столкновениям между различными группировками, обосновавшимися в проливе. Наконец, форт не приносил никакой экономической выгоды Франции.

    Учитывая все это, Кадийак был снят с должности в 1710 году и назначен губернатором Луизианы. Сам он был против назначения и впервые прибыл в Луизиану лишь в 1713 году. Там ему не нравились все, а он не нравился всем — от местных жителей до индейцев и даже инвесторов, которые вкладывали в развитие новой колонии. В 1716 году Антуан де Кадийак был отозван во Францию.

    Но даже туда он не смог добраться без приключений: по дороге его корабль зашел в один из испанских портов, из-за чего король заподозрил его в государственной измене или очередных махинациях. Во Франции Кадийак оказался лишь в октябре 1717 года, и сразу был отправлен в Бастилию.

    В заточении он провел всего пять месяцев: его вину не удалось доказать. Более того, он добился от правительства выплаты задолженности по его жалованию как губернатора Луизианы. А позднее он еще был награжден орденом Святого Людовика.

    В 1723 году он приобрел пост губернатора Кастельсарразена, небольшого городка недалеко от местечка, где родился. Там же он и умер 16 октября 1730 года.

    А в 1902 году американский инженер и изобретатель Генри Лиланд основал собственную автомобильную компанию в Детройте, назвав ее в честь человека, основавшего пусть и не сам город, но тот форт, с которого началась история города. Так появились автомобили Cadillac, эмблемой которых до сих пор остается тот самый выдуманный Антуаном де Кадийаком фамильный герб.

    Источник: kommersant.ru




    Отзывы пользователей

    Присоединяйтесь к обсуждению

    Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

    Гость

  • Мы на YOUTUBE