В эти дни ровно 110 лет назад Cadillac стал обладателем «Трофея Дьюара» — самого значимого приза в автомобилестроении.
Эта победа была особенной, и вот почему. Cadillac сделал в то время невозможное: продемонстрировал взаимозаменяемые части. Любую деталь одной машины можно было без подгонки поставить на другую. Поскольку ни одна компания в мире не могла похвастаться такой точностью изготовления, никто, кроме Cadillac, даже не рискнул принять участие в испытаниях. Ни американский Ford, ни такие европейские гранды, как Daimler, Benz, Renault, Rolls-Royce.
Кстати, новый подход к автомобилестроению сооснователь и генеральный директор Cadillac Motor Car Company Генри Лиленд перенес из оружейной промышленности. И благодаря этому фактически стал трендсеттером своего времени: через несколько лет взаимозаменяемость стала обязательным условием серийного производства.
29 февраля 1908 года три Cadillac Model K прошли 55 миль по гоночной трассе вблизи английского Брукландса, после чего были разобраны, каждый автомобиль превратился в кучку из 721 части. Потом механики смешали все в одну груду, из которой выбрали 89 деталей для обмена на запасные части со склада представителя поставщика. Полученный набор был рассортирован на три соответствующие кучки, из которых снова собрали три машины Model K. Утром 12 марта эти три автомобиля были заведены и начали наматывать еще 500 миль по гоночной трассе.
*Английский дилер компании Cadillac Фредерик Стенли Беннет встречает три автомобиля перед началом теста
* Пазл Cadillac: из этого хаоса частей будут собраны три автомобиля
Это сейчас слова о пуске после повторной сборки звучат буднично. Вы бы видели лица членов Королевского автомобильного клуба, когда первая из трех машин Cadillac завелась со второго оборота заводной ручки! Люди были растерянны и даже шокированы, ведь до последнего мгновения не верили в возможность выполнения условий теста.
* Заново собранные три Cadillac 1908 года перед началом 500-мильного тестового пробега на высокой скорости для доказательства взаимозаменяемости их частей
Летом 1908 года серебряный кубок — «Трофей Дьюара» — был торжественно вручен от имени Королевского автомобильного клуба представителям Cadillac.
* «Трофей Дьюара»