Что стоит за именем на упаковке? Немногие мировые бренды автокомпонентов могут похвастать такой историей, как ACDelco.
AC — Albert Champion
AC — это французский велогонщик Альбер Шампион — сильный трековик и победитель “Париж-Рубэ” 1899 года.
Старт велогонки Париж-Рубэ 1899 года. Альбер Шампион в белой джерси в центре. Фото: bikepassion.livejournal.com
Талант 21-летнего гонщика заметили в Америке, и вместо армии, Шампион отправился за океан — покорять велотреки в гонках за за лидером (мотоциклом-тандемом или трициклом).
В центре Альбер Шампион запечатлен как раз на одном из таких трициклов — марки Orion. Фото: Jules Beau и Buck Peacock из книги The Fast Times of Albert Champion by Peter Joffre Nye.
Выиграв сотню гонок на педальной тяге, в 1903 году Шампион за рулем мотоцикла Clement Gladiator V4 установил мировой рекорд на треке в Кембридже — проехал милю за 58 и 4/5 секунды. Средняя скорость составила 98.5 км/ч. Позже рекорд был улучшен до 55.4 секунды.
Альбер обожал мотоциклы, и испытывал их предельные возможности на тех же самых велотреках. Фото Gary McCoy и Pinterest
Альбер увлекся автогонками. В конце сезона 1903 года он уже сидел в кокпите Packard Grey Wolf . 4.5-литровая рядная четверка "Серого волка" выдавала 25 сил, снаряженная масса составляла 594 кг. Поверх рамы — обтекаемый алюминиевый кузов. Милю Grey Wolf разменивал за 46.4 секунды, что позволяло на равных сражаться с Ford 999 и Winton Bullet. Но Шампиону не повезло — на финальной гонке сезона в Брайтон Бич он попал в серьезную аварию.
Packard Grey Wolf и все, что осталось от болида Шампиона после вылета с трассы. Фото Roderic Blood collection и Packard
Осколочный перелом бедра приковал гонщика к больничной койке на месяцы. Спонсоры ушли, и Шампион вернулся во Францию. Поставив на велосипед шатуны разной длины — левая нога стала короче после травмы — он выиграл две важных гонки — Гран-при Парижа и Чемпионат Франции. 100 километров по треку он преодолел со средней скоростью 65,6 км/ч. Тяжелая победа потребовала новых операций. С велосипедной карьерой было покончено, но Альберу открылись иные перспективы.
Во Франции он нашел бизнес-партнера. Им стал летчик и авиаконструктор (а еще — увлеченный велогонщик) Эдуар Ньюпор, выпускавший под маркой Nieuport в том числе свечи зажигания и магнето для автомобилей и самолетов. В 1905 году Альбер вернулся в США, основав предприятие Albert Champion Company по импорту запчастей из Франции. Вскоре он разработал и собственные свечи зажигания. У него появились партнеры — братья Странахэн, и компанию переименовали в Champion Spark Plug Company. Сделанные по патенту Шампиона свечи зажигания с фарфоровыми изоляторами хорошо продавались. Но вскоре Альбер понял, что по документам не контролирует собственную компанию.
Фамилия Шампиона в английской транскрипции идеально подошла бы для любого продукта — не стали исключением и свечи зажигания.
В 1908 году Шампион встретился с Уильямом Дюрантом — миллионером, совладельцем Durant-Dort Carriage Company, лидера рынка гужевых повозок. Дюрант уже четыре года как приобрел марку Buick, превратив ее из аутсайдера в лидера. Он живо заинтересовался свечами Шампиона, и предложил французу работу — если тот сделает свечи дешевле, чем используемые Buick аналоги от Rajah. Альбер согласился.
Офис компании Champion Ignition Co был открыт на верхнем этаже здания Buick в городе Флинт. Реакция братьев Странахэн была мгновенной — они подали в суд и выиграли, запретив Шампиону называть компанию своим именем. Название пришлось изменить на AC Spark Plug Company. Компания стала подразделением корпорации Дюранта United Motors Corporation (UMC).
Уильям Дюрант и Альбер Шампион. Фото: Wikipedia
Дюрант продолжал скупать автомобильные бренды. В созданную им корпорацию General Motors вошли Oldsmobile, Cadillac, Elmore, Oakland, Cartercar, Reliance Motor Truck, Rapid Motor Vehicle Company и другие. Агрессивная политика поглощения привела к недостатку наличности. По решению совета директоров, Дюрант утратил контроль над GM. Но он сразу ринулся в новый бой — вместе с Луи Шевроле основал одноименный бренд, который в 1916 году также вошел в GM. Причем, вместе с самим Дюрантом, поменявшим акции Chevrolet на акции GM и вновь получившим бразды правления.
После смерти Шампиона в 1927 году от сердечного приступа, компания AC Spark Plug стала подразделением GM. Вместо Company на конце появилось слово Division.
Капитан Чарльз Линдберг и его моноплан.Фото: Wikipedia
Свечи AC широко использовали в авиации. В том числе, на моноплане “Дух Сент-Луиса” Чарльза Линдберга, на котором тот впервые в истории в одиночку перелетел Атлантический океан по маршруту Нью-Йорк — Париж в мае 1927 года. Через год достижение повторила Амелия Эрхарт — первая женщина, покорившая Атлантику. В трех моторах «Фоккера» F-VII также работали свечи с логотипом АС.
В августе 2015 года в городе Флинт была установлена бронзовая статуя Альбера Шампиона.
DELCO — Dayton Engineering Laboratories Company
История DELCO не менее яркая. Чарльз Кеттеринг, выпускник университета Огайо 1904 года по специальности “электротехника”, устроился на работу в “Национальную кассовую компанию”, ныне известную как NCR. Там он разработал систему ускоренного одобрения кредита (предтечу современной системы кредитных карт) и первый в мире электрический кассовый аппарат, сделавший NCR мировым лидером в этой области.
Кеттеринг подружился с главным конструктором NCR Эдварда Дидса. Они задумали совместное дело — применить кассовый электромотор в авто-индустрии. Компанию в “сарайном старт-апе” (работали в сарае Дидса) составил еще один сотрудник NCR, Гарольд Элстнер Толботт-младший, спустя 50 лет ставший министром ВВС США. В 1909 году Кеттеринг покинул NCR. Свой путь Dayton Engineering Laboratories Company (сокращенно — DELCO) начала с первых в мире систем батарейного зажигания и электрического освещения для автомобилей.
1909 год. Чарльз Кеттеринг работает над первым стартером. Справа — один из автомобилей с новой системой. Источник фото: General Motors и Denny Johnson.
Годом ранее в индустрии произошло трагическое событие. Байрон Картер, глава Cartercar, помогая незадачливой автовладелице завести ее Cadillac на зимней дороге, получил смертельную травму от пусковой рукоятки из-за обратной вспышки. Картер был другом владельца Cadillac Генри Лиланда. Тот заявил: “Больше ни один Cadillac никого не убьет”. Лиланд обратился к Кеттерингу, заказав 8000 комплектов батарейного зажигания для Cadillac 1910 года. Но главным его требованием стало создание электрического стартера.
Cadillac Model 30 стал первым автомобилем с электрическим стартер-генератором. В рекламе он был сфотографирован анфас, чтобы было видно, что отверстия для пускового рычага у него нет.
Патент был получен через год. Компактный электрический мотор — почти такой же, как в кассовом аппарате — запускал двигатель, затем работал как генератор, заряжая аккумулятор. В 1912 году такие системы были установлены на всех Cadillac Model Thirty.
Cadillac Model 30 1912 года. Благодаря электрическому стартеру, женщины легко могли с ним обращаться. Фото: Wikipedia
Лиланд заказал Кеттерингу 12000 комплектов электрооборудования. Это стало началом новой эры — автомобиль становился по-настоящему массовым.
В 1916 году Кеттеринг продал свои акции руководству UMC. В 1920 году он стал руководителем научно-исследовательского центра GM, где проработал 27 лет. Под его началом были разработаны автоматические трансмиссии, тормозные системы на все четыре колеса, первый в мире высокооктановый бензин, позволивший выпускать форсированные двигатели с высокой степенью сжатия. Был изучен антидетонационный эффект тетраэтилсвинца, изобретен фреон и быстросохнущие автоэмали, стекла “триплекс” и многое другое.
В 1930-х годах именно в Delco разработали первую в мире встроенную в панель автомобильную радиолу. В 1956 году радиолы Delco стали полностью транзисторными.
Про вклад Чарльза Кеттеринга можно прочитать на D2 в этом увлекательном материале от Aritusama.
История с продолжением
Корпорация General Motors росла за счет покупки ведущих производителей компонентов.
Компоненты Delco и стартер Delco Remy.
В 1960-х Delco переименовали в United Delco. В новую компанию вошли подразделения Delco Remy (стартеры и генераторы), Delco Energizer (аккумуляторные батареи), Delco Rochester (карбюраторы и системы круиз-контроля), Delco Packard (высоковольтные компоненты), Delco Pleasurizer (амортизаторы), Delco Harrison (радиаторы).
Компоненты Delco-Remy, 1955 год
Помимо этого, были выделены подразделения Delco New Departure/Hyatt (подшипники), Delco Guide (системы освещения), Delco Moraine (тормозные системы), Delco Motors (электродвигатели), Delco Radio (радиотехника), United Delco Transmission Parts (компоненты трансмиссии), Delco Systems Operations (оборонные системы).
Как раз в те годы, в 1962 году, в недрах GM был в единственном экземпляре построен среднемоторный спорткар Chevrolet Corvair Monza GT. Двигатель Chevrolet Turbo-Air 6, так же известный как pancake six — шестицилиндровый оппозит с воздушном охлаждением. Работу двигателя обеспечивали компоненты AC и Delco.
В 1974 году Delco объединили с AC Spark Plugs. Появился новый бренд — AC-Delco, лишившийся дефиса 21 год спустя. Компоненты AC-Delco предназначались для установки на автомобили производства GM как на заводских конвейерах, так и на вторичном рынке.
Помимо свечей зажигания, под маркой AC предлагались топливные насосы и масляные фильтры
Ассортимент расширялся, появлялись новые технические решения. В 1977 году инженеры Delco первыми в мире установили на серийный автомобиль (Oldsmobile Tornado) микропроцессорную систему зажигания, которая учитывала температуру двигателя, скорость вращения и положение коленвала. Разработанные совместно с Bose аудиосистемы стали лучшими в США.
Качество, идентичное у конвейерных и магазинных запчастей — правило для ACDelco по сей день
Серьезный производственный и научно-исследовательский потенциал также помог компании внести вклад в мировую аэрокосмическую индустрию.
В небе и в космосе
Первая мировая война принесла технологический прорыв. Основанная в Дейтоне Кеттерингом и Дидсом в 1917 Dayton-Wright Company носила фамилию легендарных пионеров авиации, с разрешения самого Орвилла Райта. До конца войны было выпущено 3000 бомбардировщиков De Havilland DH.4, 400 тренировочных самолетов Standard SJ-1 и тысячи комплектов батарейного зажигания для авиадвигателей Liberty.
Двигатель Liberty L12. Фото: Wikipedia
Эти двигатели, применяемые во многих самолетах и ряде легких танков, были устроены по модульному принципу. Блоки из 4 и 6 цилиндров могли использоваться как отдельно, так и совместно — в виде двухрядных V8 и V12. Применялись верхние распредвалы и алюминиевые картеры. Особенно популярен был Liberty L12 — 27-литровый V12 с воздушным охлаждением, выдающий 449 л.с. при 2000 об/мин. Двигатель был лицензирован в СССР в 1922 году под обозначением М-5. Его ставили на самолеты-разведчики Р-1, МР-1, Р3, истребителях И-1 и И-2, и на легкий танк БТ-5. На моторы Liberty штатно ставили свечи AC Spark Plug с керамическими изоляторами.
Многоцелевой самолет De Havilland DH.4 и беспилотник Кеттеринга. Фото: Wikipedia
Главным изобретением Кеттеринга тех лет стал “жук”- беспилотная “воздушная торпеда”, прообраз управляемых крылатых ракет. Самолет-бомба оснащался 40-сильным четырехцилиндровым двигателем. Траекторию полета деревянного биплана с боеголовкой обеспечивали электрический гироскоп и вакуум-пневматический автопилот, управляющий рулями высоты. Высоту полета контролировал барометрический альтиметр. Когда винт машины совершал заданное число оборотов, крылья отделялись от корпуса, и заряд падал на цель.
В 1938 году, Кеттеринг создал для армии США “летающую бомбу” А-1, оснащенную электрическими гироскопами, радиокомандной системой наведения и телекамерой. Поршневой двигатель был 200-сильным, что позволяло нести до 225 кг взрывчатки на 640 км.
Так Delco стала ключевым поставщиком компонентов для авиации — как военной, так и гражданской. В 60-70 годах в Delco разрабатывали инерциальные системы наведения для космической программы “Аполлон”, в рамках которой астронавты шесть раз успешно высаживались на Луну.
Программа Аполлон стала настоящим триумфом специалистов GM и Delco. Фото: Wikipedia
Свечи AC поджигали топливо ракет второй и третей ступени. Гиростабилизаторы Delco помогали управлять лунными модулями. Специалистами GM и Delco был построен лунный вездеход LRV. Его использовали для перемещения по Луне экспедиции “Аполлон-15”, “Аполлон-16” и “Аполлон-17”.
Источник: drive2.ru