Статья от @rewers22 про систему EVAP
Давно зрело - пора написать что есть EVAP , зачем он есть и с чем его есть :))
Дисклеймер:
Я расскажу про систему вентиляции бензобака то что я о ней знаю .Приведу выдержки из мануалов и переведу на русский язык в том объеме который кажется мне достаточным .Сведения не являются руководством к действию , а являются всего лишь информационным материалом
Для начала определимся что это за система
Ретроспектива:
Уровень топлива в баке не является константой как это порой не грустно
Работая двигатель забирает топливо из бака - в силу того что бак система почти герметичная- то вместо топлива в бак должен попасть воздух - для того чтоб в баке было атмосферное давление .Раньше эту проблему решали довольно просто -соединяя бак с атмосферой через " дыхательный " клапан.Но пары топлива не безопасны для здоровья и просто " вонючи" и начиная с 1971 года американских производителей автомобилей обязали более не делать автомобилей с прямой вентиляцией бака в атмосферу. С этого началась эпоха системы EVAPORATIVE EMISSION (EVAP)- системы вентиляции бензобака .
Дескрипшн:
Система улавливания паров бензина обычно состоит из компонентов :
Канистра с активированным углем- абсорбер,evap canister
Клапан вентиляции системы- vent valve(solenoid)
Клапан продувки -purge valve( solenoid)
Трубопроводов
Датчика давления в баке (fuel tunk pressure sensor)
Работает это все довольно примитивно :
Когда мы заправляем автомобиль то воздух из бака , а с ним и пары бензина должны как то покинуть бак-для того чтобы отделить пары от воздуха -всю эту смесь прогоняют через канистру с углем и выпускают на волю через вентиляционный клапан , который является нормально открытым .Именно с этим вообщем то связанно требование глушить машину на заправке- при заведенном моторе клапан вентиляции закрыт .Пары накапливаются и хранятся в канистре с углем. Далее мы закрываем крышку бака и заводим мотор . ПСМ в зависимости от условий открывает клапан продувки и продувает канистру от паров бензина . ПСМ так же контролирует давление в баке с помощью датчика давления и либо вентилирует бак если давление стало отрицательным, либо продувает если давление положительное.
Так же с помощью определенных тестов ПСМ устанавливает насколько правильно работает вся система в целом.Например устанавливает герметична ли система, и качественно ли она продувается, не создается ли в баке неправильное давление( вакуум может повредить бак) ..
ПЕреходим таки к самому интересному - к поломкам .
Условно поломки можно разделить на электрические и механические.
Электрические :
0443- проблемы с клапаном продувки - КЗ или обрыв в цепи
0449- проблемы с клапаном вентиляции - КЗ или обрыв в цепи
0451- неправильные показания датчика давления в бензобаке
0452-обрыв в цепи датчика давления в бензобаке
0453-КЗ в цепи датчика давления в бензобаке
0454-неправильно изменяющиеся показания датчика давления в бензобаке
Механические :
0442- обнаружена небольшая утечка в системе вентиляции
0446- обнаружена проблема с вентиляцией системы
0455- обнаружена большая утечка в системе
Все эти ошибки означают что с вентиляцией бензобака что либо не так. Наиболее часто встречающиеся проблемы с сиcтемой EVAP:
Плохая проходимость на заправке - топливо очень сложно заправить, постоянно отщелкивается пистолет - почему?
Скорее всего проблема с вентиляционным клапаном и как следствие с канистрой.
Клапан на наших машинках расположен в районе запасного колеса , а трубка через которую происходит "вдох-выдох" системы выведена в район горловины .Место достаточно плохо изолированное от грязи и влаги . Сам клапан в неактивном состоянии открыт .Если клапан например застревает в открытом состоянии то в его трубку заборник набивается грязь и вода- потому как система прри работе вообщем то поддерживает отрицательное давление и трубка как пылесос потихоньку сосет все это внутрь. Дальше от большого количества влаги " умирает " уголь внутри канистры- и ее уже не получается "продуть" вакуумом . Канистра по сути закупоривается и при заправке воздуху и парам бензина некуда деваться - воздух устремляется в горловину и поэтому пистолет начинает отщелкиваться.
Горит чек по утечке в системе - почему?
Скорее всего проблема опять же в клапане вентиляции - он первым выходит из строя из за особенностей конструкции и "удачного " расположения.
Но так же имеет место быть не плотность закрытия крышки бензобака.
Совсем экзотические случаи - механические повреждения системы
Горит чек по проблемам продувки - почему?
Скорее всего путь продувки забит продуктами износа абсорбера которые являются следствием "умершего " соленоида вентиляции. Это самый печальный случай - когда в системе приходится менять практически все - 2 клапана и канистру, трубопроводы прочищать..
Чек по системе EVAP горел все лето , а как стало холодно потух - все починилось?
К сожалению нет. Просто система так устроена что тесты она проводит только при температурах выше +4 градусов .И всю зиму она по сути проводит в анабиозе . Проверяются только электрические ошибки .Именно поэтому зимой обычно умирает канистра - клапан за ночь замерзает в открытом положении и с утра не может закрыться при подаче на него напряжения, а система не может проконтролировать герметичность и влажный воздух с грязью начинает поступать в канистру..