Убийца суперкаров, «кентавр» из будущего, внедорожный хайтек-минивэн и другие забытые эксперименты
Cadillac Solitaire
В девяностые годы линейку Cadillac украшало роскошное купе Eldorado двенадцатого поколения с передовым на тот момент двигателем Northstar V8, неубиваемым автоматом и адаптивными амортизаторами. Но компания определенно мечтала о чем-то гораздо более величественном. Её грезы материализовались в грандиозном гран-турере Solitaire 1989-го. Автомобиль являлся развитием представленного годом ранее экспериментального полноприводного седана Voyage.
Экстерьер не чужд футуристическим изыскам, но умудряется выглядеть живой классикой. Оцените ухмылку радиаторной решетки и широкие хромированные полосы по нижней части кузова. Схожий декор в измененной трактовке украсил серийный седан Fleetwood 1993–1996, последний настоящий Caddy по мнению ортодоксальных почитателей марки.
Двухдверный гигант впитал в себя здоровый пафос эпохи детройтских «сухопутных яхт», но с инженерной точки зрения не входит в число каноничных заокеанских дредноутов. Неспешному фланированию он предпочитал сверхскоростное движение по магистралям. Для этого у «лаборатории на колесах» имелось все необходимое — коэффициент аэродинамического сопротивления Cx 0,28 как у современного Lexus IS и «реактор» на зависть европейской элите.
Может показаться, что Solitaire — это просто Voyage с кузовом купе. На самом деле все гораздо интереснее. Модификация для эстета-эгоиста отличается рядом индивидуальных особенностей. Во-первых, ей досталась не 4,5 литровая «восьмерка», а 430-сильный титанический мотор V12 объемом 6,6 литра совместной разработки с компанией Lotus. Агрегат передавал тягу на заднюю ось через четырехступенчатую автоматическую коробку передач. Рисунок шин для 20-дюймовых колесных дисков создавали при помощи компьютерного моделирования. Задняя подвеска независимая с поперечной рессорой как на Chevy Corvette прошлых поколений.
Зеркала заднего вида упразднены в угоду аэродинамике. Вместо них — камеры, которые транслируют изображения на экраны вверху по центру торпедо. Интересно, что дизайнеры проявили сдержанность и модным в то время цифровым панелям приборов предпочли строгие аналоговые шкалы. Другой неожиданный штрих — напольный селектор автоматической коробки передач вместо подрулевой «кочерги».
Этими инженерными изысками дело не ограничивалось. Solitaire запомнился длиннющими дверьми с электроприводом, системой бесключевого доступа, креслами с функцией массажа и обогрева, а также подушками безопасности не только для передних, но и для задних пассажиров.
Chevrolet Blazer XT-1
Многие концепт-кары General Motors сочетали красоту с функциональностью. Они не отрывались от реальности в сиюминутном порыве, а являлись прагматичным посланием о тенденциях обозримого будущего. Нередко пророческим. Помните полноприводный кроссовер-минивэн Renault Scenic RX4? Концепция машин подобного типа сформировалась отнюдь не вчера. Один из ее пионеров — Chevy Blazer XT-1 1987 года.
Шоу-кар отличался от линейки знаменитых тезок из мира внедорожников, словно прерии Среднего Запада от горных пейзажей тихоокеанского побережья. Однообъемный кузов со стеклянной верхней частью и поразительный инжиниринг проводят жирную черту между ним и серийными Blazer.
Злые языки любят называть технологическую отсталость визитной карточкой буквально каждого американского автомобиля. Eat this, хейтеры! На XT-1 применена полностью независимая подвеска с 254-миллиметровым ходом каждого колеса и регулировкой высоты дорожного просвета, а также система автоматически подключаемого полного привода. Напомним, что в те времена серийные SUV, как правило, покоряли бездорожье при помощи классической схемы типа парт-тайм — жесткого бездифференциального подключения передней оси.
Полноуправляемое шасси без механической связи руля с управляемыми колесами (!) — другой неожиданный техношик, значительно улучшивший маневренность. Неудивительно, что двигатель чудо-машины тоже не совсем обычный. Это 4,3-литровый алюминиевый V6 на базе серийного чугунного мотора того же объема.
Венчает инженерное великолепие футуристический салон с россыпью клавиш на передней панели. «Космическое» оформление интерьеров американских концептов восьмидесятых годов в принципе не назвать обыденными, но Blazer XT-1 переплюнул многих!
Chevrolet Corvette ZR-12
Не очень похоже на каноничный футуристический шоу-кар правда? Ни обтекаемой капсулы кузова, ни салона а-ля интерьер корабля пришельцев. Перед нами всего лишь рестайлинговый Corvette ZR-1 C4 на красивых составных дисках. Но давайте не будем забывать, что экспериментальная модель необязательно должна выглядеть перепутавшим Землю и Марс звездным странником. Некоторые из них заурядны лишь снаружи. Здесь именно такой случай. Знакомьтесь, экстремальная модификация ZR-12 — несостоявшийся король суперкаров!
Один из самых сумасшедших «Корветов» маскируется под топовое заводское исполнение ZR-1. Оно существенно отличалось от стандартного Chevy комплексными апгрейдами, и в первую очередь — разработанным совместно с Lotus верхневальным 32-клапанным мотором V8 (375–405 л.с.). Даже скептики уважительно провожали взглядами убийцу Ferrari, но джиэмовцы все равно не знали покоя. Их сон тревожил спартанский родстер с гадюкой на эмблеме…
В охоте на Dodge Viper любые средства хороши. Оружием стал не только голый литраж как таковой, но и дополнительные «котлы». Цифры в маркировке ZR-12 указывают на количество цилиндров, словно у европейского аристократа. Вкупе с табличкой «Made in the USA» они рвут на тряпки любые шаблоны. В основу лег классический нижневальный смолл-блок Chevrolet объемом 5,7 литра. Гуру гоночных двигателей Райан Фэлконир не оставил от оригинальной версии камня на камне. Блок отлили из алюминия. С четырьмя дополнительными цилиндрами объем вырос до 9,8 литра. Шах и мат, Вайпер!
Форсировка достойна включения в мифологические эпосы. Только представьте дикие 686 л.с. и 813 Нм в начале девяностых годов! Чудище не помещалось в подкапотное пространство, поэтому «нос» пришлось удлинить на целых 8 дюймов (203 мм). Казалось бы, с огромным двигателем спорткар должен весить не меньше ледокола, однако прибавка относительно стандартного Corvette ZR-1 составила всего 45 кг. Моторище получился во всех смыслах горячим. Как утверждает интернет-ресурс LSX Magazine, он перегревался и разработчики не смогли победить проблему.
В итоге все закончилось на одном единственном прототипе по прозвищу Conan. Жаль, ведь «Конан-варвар» вполне мог переписать стандарты в сегменте суперкаров.
GMC Centaur
Легковой пикап 1988 года давал исчерпывающее представление о креативном потенциале General Motors. Он и впрямь выглядит автомобилем-кентавром — футуристическим минивэном без задней части кузова. Впрочем, дизайн джиэмовского «головастика» с «пузырем» пятиместной кабины не шел ни в какое сравнение с сумасбродством реализованных технических решений.
Компоновка — это шок! Может почудиться, будто создатели применили нечто совершенно нетипичное для здоровяка с грузовой платформой. Какую-нибудь маленькую поперечно расположенную «четверку». А вот и нет, все гораздо круче! GMC Centaur оснащен 3,0-литровым 24-клапанным рядным шестицилиндровым двигателем. Он утрамбован горизонтально перед задней осью. Акульи жабры нужны для дополнительного притока воздуха и отвода выхлопных газов.
Привод конечно же полный. Ряд американских источников упоминает некую экспериментальную пятиступенчатую автоматическую коробку передач, хотя на фотографиях ее селектор выглядит набалдашником обычной «механики», а явно присутствующая педаль сцепления окончательно вносит путаницу. Среди других нехарактерных для пикапа особенностей — полноуправляемое шасси и пневматическая подвеска с автоматической регулировкой положения уровня кузова. На свои плечи «кентавр» мог брать без центнера тонну и утаскивать в закат прицеп массой 2,3 тонны.
Оформление интерьера подошло бы межгалактическому крейсеру. Дизайнеры-фантазеры воплотили все представления о том, как будут выглядеть салоны легковых многоцелевых машин будущего.
Oldsmobile Aerotech
Славная, но, увы, исчезнувшая компания Oldsmobile играла в составе General Motors роль инженерного плацдарма. В частности, ее конструкторы принимали участие в разработке алюминиевого верхневального двигателя Northstar V8 для моделей Cadillac — прогрессивного и высокотехнологичного по американским меркам того времени.
Шестнадцатиклапанная 2,3-литровая «четверка» Quad 4, появившаяся в конце восьмидесятых на компактных переднеприводниках, тоже дело рук «Олдса». Создатели знали об истинном потенциале передового продукта и хотели продемонстрировать его всему миру. А заодно раскрутить по принципу «в воскресенье побеждай, в понедельник продавай». Так на свет появился беспрецедентно быстрый суперавтомобиль с форсированной версией Quad 4 и говорящим названием Aerotech.
В основу легло шасси индикаровского болида March 84C. Снаружи никаких «формульных» цитат — платформа накрыта углепластиковым аэродинамичным кузовом. Монстр настолько обтекаемый, что воздушная масса едва ощущает его присутствие. Даже при экстремально высоких скоростях на пятой сотне!
Казалось бы, как подобное возможно с моторчиком «два и три»? Но в данном случае от оригинального Quad 4 остался лишь объем. Агрегат модифицирован и основательно «наддут» огромным турбонагнетателем. Первая итерация суперкара развивала чудовищные 900 л.с. Вторая версия с удлиненным «хвостом» и двумя турбокомпрессорами выдала свыше тысячи «лошадей». В августе 1987 года она показала 443 км/ч на дистанции в милю и среднюю скорость 430,337 км/ч при заездах в разных направлениях.
Финальная модификация Aerotech получила 4,0-литровый двигатель V8 от седана Oldsmobile Aurora, который в свою очередь представлял собой урезанный вариант кадиллаковского Northstar. Суперкар побил 47 рекордов выносливости, включая мировые рекорды скорости на дистанции в 10 000 и 25 000 километров, а также международные и национальные достижения. Фантастика? Просто восемь дней круглосуточной работы испытателей.
Oldsmobile Expression
Тридцать лет назад американские компании и потребители не помышляли о спортуниверсалах наподобие современного Porsche Panamera Sport Turismo. Вместительные харизматичные «баржи» успешно справлялись со своими задачами вроде неспешного убаюкивающего круизинга до ближайшего супермаркета или дежурной семейной поездкой в ближайший национальный парк. Но инженеры Oldsmobile в своем творческом полете вышли за рамки общепринятых рамок и канонов. Присмотритесь к концепту Expression 1990 года повнимательнее, и вы поймете, почему на тематических американских форумах по сей день слышатся отчаянные возгласы «GM, bring Olds back!».
Шоу-кар замер на тонкой грани между универсалами и однообъемными минивэнами. Это особенно заметно в профиль. Стремительные формы стеклопластиковой «скорлупы» предвещали эру биодизайна и нисколько не напоминали тяжеловесные кузова серийных мастодонтов. Салон же менял стандартные представления о наборе опций и общей стилистике.
Разработчики остановились на шестиместной компоновке с парой небольших, развернутых против направления движения «табуретов» в багажнике. Для американцев такая компоновка в порядке вещей. К слову, подобным образом креслица располагались в замечательном полноразмерном универсале Olds Custom Cruiser.
Пусть вас не удивляет практичная двустворчатая дверь багажника — аналогичный борт-калитка с отдельным подъемным стеклом применялась и на серийной технике. Но у товарных автомобилей не было... встроенного пылесоса! Решение неожиданное и не такое уже бесполезное, если компания Honda спустя многие годы решилась предложить его на минивэне Odyssey. Другая причуда — телевизор и игровая приставка Nintendo чтобы дети в дороге не скучали.
Pontiac Pursuit
Яркие самобытные шоу-кары ныне несуществующей марки Pontiac претендуют на отдельный материал. Выбор экспериментальной модели для сегодняшнего обзора был мучительным. Что предпочесть? Может, яростный Banshee IV, который предвосхитил серийный Firebird четвертого поколения? Или вспомнить о радикальном Trans Sport — концептуальной предтече одноименного минивэна? А как манит хищный Rageous… Но о них в другой раз. В истории Poncho есть интереснейший образец технобезумия по имени Pursuit.
Силуэт концепта 1987 года кажется очень знакомым? Неудивительно, ведь его стилистика легла в основу электромобиля General Motors EV1. Для своего времени Pursuit выглядел чрезвычайно смело. Хотя, биодизайн — всего-навсего верхушка странствующего во времени и пространстве белоснежного «айсберга».
С экспериментальным купе инженеры отожгли всерьез! Главная техническая особенность машины — полностью рабочее рулевое управление drive-by-wire без физической связи с передними и задними колесами. Орган управления а-ля многофункциональный руль формульного болида воздействует на систему с двумя 24-вольтовыми электромоторчиками и рулевыми рейками. Разумеется, на серийной продукции похожую технологию drive-by-wire удалось реализовать много позже на Infiniti Q50. Однако вдумайтесь — конструкторы GM внедрили механизм еще в годы расцвета старины Билли Айдола, когда японской марки не существовало в принципе!
Справедливости ради следует отметить специфичность работы системы. Руль не имел обратной связи, хотя гораздо сильнее пугало другое — от упора до упора он делал… пол-оборота! Судя по всему, управлять машиной во взбудораженном состоянии не следовало: высочайшая чувствительность привода была несовместима с резкими действиями.
Силовая установка и трансмиссия шоу-кара также передовые для второй половины восьмидесятых. «Турбочетверка» объемом 2,0 литра (200 л.с.) распределяла тягу на все четыре колеса через пятиступенчатую механическую коробку передач Getrag.
Еще одна интересная фишка Pursuit — колеса разной размерности. Спереди, очевидно для снижения сопротивления качению и топливной экономичности, применены покрышки 185/70 R14. Сзади — 255/50 R17. К сожалению, оценить контраст невозможно из-за закрытых арок.
Источник: MOTOR.RU
Нет комментариев для отображения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.